Самолет срывается в непреднамеренный штопор только при грубых ошибках летчика в технике пилотирования, при этом срыв происходит без предварительной тряски самолета.
Штопор в учебных целях разрешается выполнять не более двух витков с высоты не менее 1500м.
Как его выполнять пилоту:
Перед выполнением штопора необходимо убедиться в отсутствии вблизи других самолетов, особенно внимательно осмотреть пространство под самолетом. В режиме горизонтального полета на скорости 170км/ч сбалансировать самолет триммером руля высоты и проверить показания приборов, контролирующих работу двигателя. Наметить ориентир для выхода из штопора. В горизонтальной полете полностью убрать наддув и по мере уменьшения скорости плавно выбирать ручку на себя до скорости 120км/ч, удерживая при этом самолет от сваливания на крыло.
При вводе в штопор внимание распределять:
На положение капота относительно горизонта, перед срывом капот должен «лежать» на горизонте,
На показание указателя скорости,
На показание вариометра.
При достижении скорости 120км/ч опустить капот самолета на линию горизонта, полностью отклонить педаль в сторону заданного штопора. Как только самолет начнет сваливаться на крыло и опускать нос, ручку управления добрать на себя за нейтральное положение. Движения рулями управления при вводе в штопор должны быть плавными. Ввод в правый и левый штопор выполняется одинаково. В процессе штопора рули удерживать в том положении, как они были даны на ввод. Характер штопора самолета равномерный, вращение энергичное, без рывков. Самолет штопорит с углом наклона продольной оси к горизонту 50-70гр. Для вывода самолета из штопора за 30гр до намеченного ориентира необходимо сначала энергично и до отказа отклонить педаль в сторону, противоположную вращению самолета, и вслед за этим отдать ручку управления от себя на нейтральное положение строго по продольной оси самолета. Как только самолет прекратит вращение, немедленно поставить педали и ручку управления в нейтральное положение, набрать скорость 160-170км/ч и затем, плавно выбирая ручку управления на себя, вывести самолет из пикирования. За один виток штопора самолет теряет ( с выводом в горизонтальный полет)250-300м высоты, за два витка 400-450м